Hello, tolyangin!

> Например стоит ли с самого начала отучать себя от пользованием при
> навигации в редакторе от клавишь стрелок и других клавишь на  малых
> блоках как рекомендовано в учебниках по emacs? Насколько в будующем это
> оправдает себя? и практично ли использовать такую навигацию  при работе
> в связке с emacspeak?
Я нисколько не страдаю от того, что пользуюсь обычными стрелками,
хотя приходится редактировать много текстов/исходников почти каждый день.

Но пользуюсь M-f и M-b для перемещения по словам.
Emacspeak'у, по-моему, вообще до этого дела нет.
В целом, может быть Вам стоит отобрать для себя наиболее востребованные команды
emacs,
и рассадить их по клавишам F1-F12.
Такие вещи -- сугубо личный вопрос. Как удобнее -- так люди и работают.
Глубокое ИМХО.
--
Michael Pozhidaev. E-mail: [EMAIL PROTECTED]
Tomsk State University. http://www.csd.tsu.ru