вс, 13 февр. 2022 г. в 14:45, Max Nikulin <maniku...@gmail.com>:

> Gnome вроде следит, чтобы первой всегда стояла английская раскладка, а
> нужная пользовательская - следующей группой.

А зачем, допустим, немцам нужна английская раскладка вообще?

> Так хотя бы нормальные
> приложения могут определить, что Ctrl+Z и Ctrl+Я - одно и тоже, правда
> ценой дополнительных усилий и потенциальных ошибок при реализации.

emacs по-моему не может.

> Значок на панели обычно позволяет на него тыкать и переключать мышкой,
> интересно, каким механизмом пользуется он.

Точно таким же, каким пользуется mutter - вызов XkbLockGroup().

> Раз mutter взялся прибивать гвоздями группу xkb, то вроде за
> восстановлением раскладки при переключении окон тоже должен следить
> window manager, а не LXDE.

Так он и следит. Просто в его вселенной у всех приложения должна быть
первая, потому что никто не переключал на другую его средствами. А
mutter-совместимых средств переключения из коробки в Raspberry Pi OS нет.

> Ну и если в LXDE работает то, к чему стремились в Gnome (в какой степени
> получилось - другой вопрос), то одного xkb мало, нужен еще кто-то,
> возможно управляющийся по dbus, ну или ibus сам обрабатывает
> переключения (но тогда он должен об этом рассказывать mutter). Были
> слова о том, что раскладок может быть больше 4, поэтому переключать
> группу мало, бывает нужно полностью переконфигурировать xkb на новые
> группы. По факту в gnome получилось, что переконфигурация делается при
> каждом переключении на пару en + нужная.

Возможно мне кажется, но выглядит как лютый пипец. Причем, что самое
возмутительное, это же самое дерьмо перетянули в Wayland. Хотя
проектировали типа с нуля, и среди проектантов был один из трёх человек на
Земле, который [якобы] действительно понимает как работает Xkb в иксах.

Развязка этой проблемы вообще оказалась возмутительной. Были сделаны два
pull request'а в репо Raspberry OS и открыт issue. Всё это отвергнуто,
потому что "в светлом будущем будет другой способ переключения раскладок, а
этот не будет работать". Когда это будущее настанет не понятно (но явно не
раньше релиза bookworm) и почему это время нужно ожидать без работающего
механизма переключения раскладок - не понятно. Ну и да: переключение
раскладок в Raspberry OS не поддерживается вообще - официально (!!!),
потому что эра немого кино уже прошла, а звукового ещё не настала.

[1] https://github.com/raspberrypi-ui/lxpanel-bullseye/pull/4
[2] https://github.com/raspberrypi-ui/mutter-bullseye/pull/1
[3] https://github.com/raspberrypi-ui/lxpanel-bullseye/issues/3

Это только цветных и геев нельзя дискриминировать. А весь остальной
нелатиноалфавитный мир - да запросто!

--
With best regards
  Maksim Dmitrichenko