Александр Коновалов задал мне вопрос в личку, но мне кажется, что эта тема
может быть интересна более широкому кругу, и я отвечаю в refal@botik (с его
согласия).

> Добрый вечер, Андрей!
>
> Светлая память Турчину!
>
> *«Но постепенно происходят те метасистемные переходы и в обществе, и в
> технологиях, и в науке, которые он предвидел, хотя часто и в неожиданной
> форме: эволюция ведь недетерминирована.»*
>
> Прошу прощения, я мало знаком с наследием Турчина («Феномен науки» читал
> давно, уже забыл многое, «Инерцию страха» не читал), о каких метасистемных
> переходах идёт речь?
>
> Вопрос было неудобно задавать в рассылку, поэтому написал напрямую.
>
> С уважением,
> Александр Коновалов

Александр, добрый вечер!

Извините, отвечаю с задержкой: сразу не написал, отложил на потом, а
"потом" затянулось...

Метасистемные переходы - это кванты эволюции, скачки в развитии самых
разнообразных систем, согласно эволюционной теории В.Ф. Турчина. Собственно
ей и посвящена книга "Феномен науки".

Ее текст выставлен на сайте http://refal.net/turchin/phenomenon/
Но читать на экране не все любят. У нас еще есть часть тиража второго
издания 2003 года. Если вы предпочитаете бумагу и мы где-то пересечемся, я
принесу вам экземпляр.

В книге последовательно демонстрируется, какие МСП составляют эволюцию
живого мира, человечества, культуры и ее вершины - науки, а среди наук
особое внимание уделяется истории математики: в ней МСП особенно хорошо
видны. Тем самым книга наполняет понятие МСП содержанием через большое
количество примеров и наблюдений, как они происходят и какие в них есть
закономерности.

Турчин создал Рефал как инструмент для совершения МСП в науке вообще и в
информатике в частности. Отсюда название первой статьи "Метаалгоритмический
язык" и мотивировка Рефала в ней и последующих статьях. Он говорил, что
физикой дальше заниматься бессмысленно, пока не совершен крупномасштабный
МСП в математике с помощью компьютеров, то есть пока математические и
физические теории (что одно и то же) не стали естественным и легким
объектом обработки на компьютерах в такой степени, чтобы это далеко
превзошло возможности людей - математиков и физиков - по получению
следствий из теорий. А без проверки следствий путем сравнения с
экспериментом физика не может развиваться.

Турчин кратко пишет об этом в предисловии к изданию "ФН" 1993 года:
http://refal.net/turchin/phenomenon/preface.htm

Русское издание этой книги выходит через двадцать с лишним лет после ее
> [...]
> которых можно строить модели микромира, то нам нужны какие-то теории о том,
> как эти колесики выбирать и как модели строить. Это и будет метанаука.
>
> С тех пор как была написана моя книга, физика элементарных частиц сделала
> огромный шаг вперед — и без всякой метанауки, а лишь на основе старой идеи,
> что одни частицы могут как бы состоять из других, более элементарных
> частиц. Тем не менее я полагаю, что моя логика остается в силе, и если не
> на данной, то на какой-то последующей стадии развития точных наук
> метатеоретические методы докажут свою плодовитость.

Для Турчина концепция МСП - это не просто наблюдение, как устроен мир, а
руководство к действию, указание на необходимость и возможность творческим
людям самим осуществлять МСП-ы. Создание Рефала было первым МСП,
совершенным Турчиным в информатике: МСП над языками программирования. Этот
МСП происходил, конечно, не только   его руками и головой: это был общий
процесс в этой науке и технологиях, но он был среди пионеров.

Двигаясь дальше к созданию метанауки, Турчин совершил следующий за Рефалом
МСП - изобретение метода суперкомпиляции, разработка суперкомпиляторов, а в
более широком смысле - создание области информатики, которая затем получила
название метавычислений. Он ожидал, что метавычислительные инструменты
быстро войдут в арсенал технологий программирования и обработку мат-теорий.
Этот процесс действительно происходил и происходит силами всей мировой
науки (и нашими руками как ее небольшой частью), но намного медленнее, чем
на то рассчитывал Валентин Федорович.

Такие дела...

Всего наилучшего,
Андрей