Приветствую всех.

Stelazine пишет:
>к сожалению не получилось перенести систему с помощью lvpm, поэтому ставил
>наново.

В благородном обществе так не поступают...  :-)
Было бы интересно узнать, в чем причина неудачи, а не просто констатацию того
обстоятельства, что миссия провалена.

> сам emacs и libstdc++5 установились без проблем. а вот архив
> speech-support.tar.bz2, похоже, распаковался с ошибкой. в любом случае
> emacspeak запускался молча.

Судя по более поздним вашим сообщениям, на отдельный раздел вы установили
дистрибутив  amd64 (а на хост-разделе у вас стоял x086).
Если распаковка архива вам не помогла, то, вероятнее всего, вам нужно
установить пакет  ia32-libs:
sudo aptitude install ia32-libs

> emacs - уже почти графическая оболочка. его окно содержит полноценные меню,

Да, вы имеете дело с emacs, обладающим графическим пользовательским
интерфейсом. Однако полноценное меню и пр. не являются отличительными
признаками графических приложений. В консольной версии emacs присутствует все
то же самое.
Emacs -- это полноэкранный текстовый редактор с оконным пользовательским
интерфейсом (независимо от того, в каком видеорежиме -- текстовом или
графическом -- работает ваш терминал).
Однако emacs не является приложением GNOME,  поэтому этот редактор недоступен
для Orca. Это аналогично той ситуации в Windows, когда приложение напрямую
отрисовывает свои элементы управления, не используя при этом стандартные
элементы пользовательского интерфейса, предоставляемые системой (ну тот же
gtk+, например).

> далее сложилось мнение, что сам emacs делался как оболочка к терминальным
> системам, но веь

Emacs появился, когда подавляющее большинство терминалов поддерживало только
текстовый и псевдографический режимы. По мере появления графических терминалов
был разработан вариант emacs с поддержкой графического интерфейса (через X
Windows).
Что означают слова "оболочка к терминальным системам", не совсем понятно.

> теперь есть gnome, которая  куда более дружественная, и было бы лучше
> обустраивать ее, чем emacs, который выглядит архаично.

Непонятно, почему одно должно противопоставляться другому. GNOME
обустраивается; на подходе (в ближайшие пару лет) доступность другой
графической оболочки -- KDE.
А для дистрибутивов, не включающих графическую рабочую среду, и для
пользователей, не желающих использовать графические оболочки, например, из-за
аппаратных требований, emacs остается и будет оставаться актуальным рабочим
приложением, а для незрячих пользователей, работающих с такими дистрибутивами,
emacspeak будет оставаться актуальной рабочей средой (для ну и для тех, чьи
навыки работы и привычки сформировались именно в emacs+emacspeak это вообще
вторая натура).

> не знаю, глюк ли это системы или какое-то неправильное действие, но после
> установки драйвера к видеокарте orca почему-то стал говорить в приложениях с
> правами администратора.

А он и так говорит, но только не во всех.

> да и конфиги можно править. например, тот же описанный nano легко это делает.
> по нажатии комбинации control-o изменения применяются с подтверждением имени
> файла.

Это говорит лишь о том, что у вас есть права на изменение этого файла. Откуда у
вас эти права -- это другой вопрос. Надо сопоставить три вещи: ваш текущий
аккаунт, владельца файла, права на этот файл (например, "конфиги" в вашем
домашнем каталоге, как правило, должны редактироваться без полномочий root).

> есть подозрение, что те, кто в настоящее время как-то начали осваивать
> линукс, столкнутся с тем же, с чем и я, а имено с вопросом такого плана:
> как с помощью emacspeak  [...]
как делать привычные операции с файлами так же удобно, как в windows?

Если "как в Windows", то emacs вам не поможет. Это другая пользовательская
культура.

Собственно говоря, GNOME и KDE были востребованы (а это случилось по
компьютерным меркам гораздо позже того, как эти графические оболочки появились
на свет) именно тогда, когда возникла необходимость продвинуть Linux как
систему для домашнего использования (в противном случае, после появления NT 5.x
 перспективы системы были неочевидны).
Иными словами, разработка дистрибутивных решений на базе GNU/Linux пошла
навстречу пользовательской культуре, сложившейся среди пользователей Windows
(хотя это условие является необходимым, но не является достаточным для успеха
проекта).
В вашем же случае все обстоит наоборот: один из пользователей Windows решается
начать осваивать культуру пользователей Linux...
Сейчас Linux в вопросах графического пользовательского интерфейса выступает в
роли догоняющего (и при этом, кстати, умудряется наступать на те же грабли, что
и разработчики GUI в Windows). Если учесть, что MSAA в Windows существует не
менее 10 лет и только последние пару-тройку лет скринридеры начали более-менее
полноценно использовать эту технологию (да и то под угрозой того, что MS
закроет доступ к ядру ОС), то чего же такого особенного и быстрого ждать от
AT-SPI ?
Разработчики стороннего программного обеспечения вообще крайне неохотно
реализуют поддержку MSAA и AT-SPI.
Так что "как в Windows" -- это не сегодня, но скоро...

   Успехов. Анатолий.