> И что такое "корректное преобразование" если в исходном имене файла
> содержатся символы, заведомо отсутстсвующие в целевой кодировке
> (например, кавычки-елочки, знак номера или украинское i с точкой)?

Согласен, что слово "корректно" в этом контексте неправильно.

Правильно будет - большинство архивов rar с русскими именами файлов внутри,
которые народ выкачивает из рунета либо получает от виндовых пользователей,
программа 'unrar' (несвободная) разворачивает в linux с сохранением русских
имён файлов. Причём не требуя для этого какой-либо настройки.

Что, прямо скажем, приятно.
Хотя может быть и неправильно идеологически :)