Здравствуйте!

    Stelazine> не сочтите снобом, но в принципе просто. я отнюдь не
    Stelazine> любитель сериалов, но ведь те, кто приходит заниматься,
    Stelazine> сериалы смотрят, хотя порой наверно стесняются признать
    Stelazine> это. линукс вполне легко позволяет делать то же самое,
    Stelazine> но отнюдь не незрячему пользователю.

Что-то я не понимаю: меня вы за такового не держите? Или, быть может,
просто предыдущее сообщение мое не дочитали? Каюсь, оно и впрямь
получилось длинноватое.

    Stelazine> понятно, что в продукте emacs я не разбираюсь, но уж
    Stelazine> опыт пользования компьютером с относительно давних пор
    Stelazine> вполне позволяет оценить некоторые вещи.

И вы всерьез претендуете на объективность своих оценок?

    Stelazine> опять же наверно нехорошо было бы обсуждать проблемы,
    Stelazine> не участвуя ранее в их решении, но по крайней мере в
    Stelazine> нашем незрячем сообществе, которое говорит на русском
    Stelazine> языке, линукс увели от пользователя, а не привели к
    Stelazine> нему.

Это не соответствует моим наблюдениям: количество незрячих
пользователей Linux за прошедшие годы возросло и расти продолжает. Мне
кажется, это прямо противоречит вашему утверждению.

    Stelazine> точнее, озвучив emacs, сделали его удобоваримым, пока
    Stelazine> не развился gnome. теперь gnome обогнал по развитию
    Stelazine> emacs и пользовательски перерос его.

По каким показателям? Стал более похож на привычную вам среду? Да. Но
я склонен все-таки различать понятия "привычно" и "удобно" или
"правильно". Почему вы совершенно сбрасываете со счетов тот факт, что
над вами тяготеет груз привычек и навыков, приобретенных за годы
работы в Windows. Естественно, вы впитали уже основополагающие
принципы организации среды и принятый там стиль. Для вас эта среда
стала привычной и удобной. Но, подчеркну, лично для вас. Это вовсе не
означает, что среда эта объективно удобнее или правильнее какой-то
другой. А мне вот, например, Emacs кажется привычным и удобным, более
удобным чем, скажем, Gnome, вцелом. Я говорю именно об организации
интерфейса и возможностях, не принимая во внимание уровень
невизуальной поддержки. Есть некоторые (очень немногочисленные) вещи,
которые я предпочитаю делать при помощи Gnome, поскольку в этих
конкретных случаях он позволяет мне избавиться от ряда лишних хлопот,
но в основном Emacs для меня гораздо удобнее, логичнее, дает гораздо
больше свободы действий и возможностей не терять контроля над
ситуацией. Я готов отвечать за свои слова и при случае
продемонстрировать на практике, что свобода, которой я располагаю в
этой привычной мне среде, вполне сопоставима с той свободой, которая
сопутствует вам в родной вам обстановке. Но даже при этом, заметьте, я
не претендую на объективность своих оценок. На такую объективность
хоть в какой-то мере мог бы претендовать человек, имеющий за плечами
примерно равноценный опыт как в той среде, так и в другой. Вряд ли вы
можете этим похвастать.

Кстати, ваши предполагаемые ученики скорее всего в меньшей степени
отягощены грузом сформировавшихся привычек, так что им Linux может и
не таким диким показаться, даже при наличии Emacs.

    Stelazine> а незрячие пользователи линукса так и продолжают
    Stelazine> долбить командные строки и писать и править скрипты. не
    Stelazine> знаю, кому как, а у меня появилось некоторое ощущение
    Stelazine> обделенности.

Комплекс неполноценности, иными словами. А вот, к примеру, иной
взгляд: наш сисадмин (человек, правда, зрячий и к нашим проблемам ни
малейшего отношения не имеющий) сказал мне как-то в задушевной беседе,
что настройка Linux при помощи правки скриптов и конфигов и выполнения
команд представляется ему куда более простой, понятной и логичной,
нежели блуждание по бесчисленным меню и вкладкам Windows. А ведь он
администрирует именно Windows машины.

    Stelazine> такое же ощущение вполне реально у того незрячего,
    Stelazine> который, придя в школу или иное заведение, поймет, что,
    Stelazine> прежде чем хоть как-то получить то, чем пользуется
    Stelazine> большинство, ему придется пройти школу странных
    Stelazine> танцев. а потом, когда он ее закончит, снова поймет,
    Stelazine> что он вообще все делает не так,

Рассмотрим две гипотетические ситуации:

1. Я работаю в той же среде, что и мои зрячие сотоварищи, в которой,
естественно, интерфейс ориентирован прежде всего именно на визуальное
восприятие и связанную с этим восприятием интуитивную ясность. При
этом я располагаю довольно развитыми средствами невизуального доступа,
позволяющими мне делать многое. Но, как бы там ни было, средства эти
все-таки вторичны, интерфейс прежде всего визуальный, так что зрячие
коллеги мои, естественно, имеют огромную фору. В результате
эффективность моя при выполнении одних и тех же действий заметно ниже,
чем у окружающих меня людей с нормальным зрением, и мне приходится
затрачивать дополнительные усилия, чтобы хоть как-то к этой
эффективности приблизиться.

2. Я работаю в среде, совершенно дикой для зрячих моих сотоварищей, но
дающей мне такой уровень свободы, что эффективность моя не уступает
эффективности зрячих коллег при выполнении тех же операций. С
оговоркой, что да, разумеется, операции эти я выполняю иным способом
чем они.

В каком из этих случаев больше реальных причин ощущать комплекс
неполноценности? Да, разумеется, я несколько сгустил краски для пущей
наглядности, но надеюсь на вашу снисходительность. Ведь я подчеркнул,
что описываю именно гипотетические ситуации, а не имеющие место быть в
той или иной реальной действительности.

    Stelazine> в рассылках по ubuntu терминалом пользуются все реже,
    Stelazine> конфигов почти не правят.

Это не показатель. Одной из магистральных декларируемых задач в
дистрибутиве Ubuntu является облегчение перехода на эту платформу для
пользователей Windows.

С уважением,
Игорь.